Скажи, как ты родился, и я скажу, кто ты


В 60-х годах прошедшего века чешский ученый Станислав Гроф сделал теорию о базисных перинатальных матрицах, которые закладываются во внутриутробный период и во время родов, а потом оказывают влияние на всю последующую жизнь человека: его нрав, сексуальность, привычки, склонность к зависимостям и психологическим расстройствам.

Сейчас, на всплеске энтузиазма к перинатальной психологии и естественным родам, это одна из более животрепещущих тем у “продвинутых беременных”, а лекции по Грофу входят в программку многих курсов подготовки будущих родителей. При помощи психологов мы попробовали разобраться, так ли по сути “жутки” матрицы, можно ли их поправить и как это сделать.

1. Матрица наивности

Когда формируется: от зачатия до момента родов.

Позитив: 1-ая матрица отвечает сначала за то, как человек воспринимает себя таким, как есть, и как ощущает себя гармонической личностью. Чем больше предки обожают и окружают заботой еще не родившегося человечка, тем выше у него будет актуальный потенциал и тем меньше у него будет комплексов.

Негатив: нежеланные малыши растут с чувством отчуждения, вины. Всем своим видом они как будто требуют прощения за то, что они есть. В том же случае, если если мать желает малыша только определенного пола, к примеру, ей нужен конкретно мальчишка, это может быть предпосылкой для развития сексапильных заморочек в дальнейшем. Совсем необязательно, что он пополнит ряды сексапильных меньшинств, но половая идентификация у малыша будет проходить труднее: установка “Меня не приняли таким, какой я по сути” уже при нем.

2. Матрица жертвы

Когда формируется: с момента начала родовой деятельности до момента полного либо практически полного раскрытия шеи матки.

Позитив: когда начинаются роды, матка очень сжимается. При всем этом ребенок испытывает наисильнейшее давление. Гроф именовал этот процесс «изгнание из рая» (вот откуда заглавие «матрица жертвы»). Если роды проходят нормально — не очень быстро, без стимуляции, кесарева сечения и наркоза — у малыша закладываются умения выживать в сложных ситуациях, напористость в достижении цели, самостоятельность, воля к победе, уверенность в собственных силах. Очень принципиально в этот момент, чтоб мать была размеренна.

Негатив: если же ребенок, как говорится «выпрыгивает», это может аукнуться тем, что в дальнейшем он будет стараться решать трудности стремительно. Если же что-то не будет получаться сходу, «быстрый ребенок» будет от этого отрешаться. Те же дети, которые, напротив, очень длительно «выбирались», могут ощущать себя жертвой (из-за матрицы, давления), они нередко могут попадать в ситуации, когда их прессуют. Если же роды стимулировали, то таким деткам может быть не по плечу сделать 1-ый шаг либо выбор.

У «кесарят» трудности могут появиться с преодолением препятствий, а у детей, рожденных под наркозом, — с умением решать сложные вопросы: когда необходимо интенсивно действовать, они будут «впадать в спячку».

Матрица борьбы

Когда формируется: во время периода, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям.

Позитив: это реальная борьба за жизнь (отсюда и заглавие матрицы), во время которой, по воззрению одних профессионалов, малыш испытывает наисильнейшее механическое воздействие, мучается от нехватки кислорода. Другие считают, что ребенок во время схваток “отключается” и просыпается в промежутках меж ними. Вроде бы там ни было, но это преодоление первого сурового препятствия. И пройти его необходимо, полагаясь на собственные силы. Если ребеночек без помощи других осилил этот путь и «уложился в сроки» (в норме он должен сделать это за 20-40 минут), закладывается программка «мне море по колено, а горы по плечу».

«Негатив»: достижение таковой программки максимум, естественно, же нереально, если роды проходят с применением обезболивающих средств. Это дает соблазнительный рецепт бегства от заморочек в наркотики, ведь 1-ый опыт такового рода получен уже при рождении. Такие малыши в особенности предрасположены к компьютерной зависимости.

Применение щипцов в родах — мощная психическая травма для малыша. Если не восполнить ее в ранешном детстве, человек может вырасти ранимым, склонным к истерикам. Не считая того, он может отрешаться от помощи, так как 1-ая помощь в жизни была болезненной. Дети же, родившиеся при помощи кесарева сечения, пропускают матрицу борьбы: у их может быть занижено чувство угрозы.

Если ребенок без помощи других, но очень длительно пробирался «на волю», он может жить с чувством «вся жизнь — борьба». Если же он шел попой вперед, то позже будет рвение делать все необыкновенным методом (вобщем, это не таковой уж недочет).

Матрица свободы

Когда формируется: от момента выхода малыша на свет и до 5-7 денька после родов.

Позитив: естественные потребности малыша в это время — безопасность и комфорт. Потому очень принципиально, чтоб малыша приняли по всем правилам естественных родов (преждевременное прикладывание к груди, обрезание пуповины только после того, как она закончит пульсировать, неизменный контакт с мамой). Так “получаются” оптимисты.

Негатив: если эти требования не были соблюдены, потом у малыша может развиться панический ужас остаться без матери даже на куцее время. В подростковом периоде “неуютное” рождение угрожает вылиться в отчуждение, отсутствие взаимопонимания с родителями. А уже в более взрослом возрасте это может проявляться в боязни остаться одному, без близкого человека.

ПЕРЕЗАГРУЗКА!

Прочитав о негативе, который посодействуют принести матрицы, мамам не стоит все принимать очень близко к сердечку. Дело в том, что матрицы — “гибкие”, они продолжают формироваться, пока ребенку не исполнится три года и он не начнет отделять себя от мамы. Потому приобретенный во время беременности либо при рождении нехороший опыт или закрепляется, или корректируется правильными действиями родителей. Начинайте сходу после рождения, с способа “кенгуру”. Считается, что часовое лежание на мамином животике компенсирует все нехорошие моменты, которые испытал малыш, появляясь на свет. Способ подходит полностью всем деткам. Есть также особые способы, которые можно использовать при каждом определенном нарушении матрицы.

(1) Беременность проходила «на нервишках»

Стрессы во время беременности, неверный психический настрой отражаются в первой матрице.

Если беременность была внезапной, может быть, нежеланной, ваша задачка после рождения малыша– настроить его на то, что он любим, вы непременно принимаете его. В особенности дети «матрицы наивности» нуждаются в телесном контакте, объятиях, ласке.

Если вы ждали малыша другого пола, в разговоре с ребенком повсевременно подчеркивайте его пол. Почаще гласите “мой мальчишка” (“моя девченка”), “как я рада, что у меня сыночек” (дочка).

(2) Роды стимулировали либо малыша “выдавливали”

Такие дети ожидают наружного “толчка”, чтоб начать действовать. Малыш должен научиться принимать самостоятельные решения. Как можно почаще ставьте его перед выбором. Совершенно небольшим, предлагайте на выбор несколько игрушек, детям постарше давайте возможность без помощи других принимать решение: пусть он сам решает, что съест на завтрак, в какой одежке пойдет гулять и т.д..

Ребенку может быть трудно доводить начатое до конца. Давайте ему маленькие поручения, равномерно усложняя их. Непременно хвалите за итог и поощряйте инициативу.

Если в родах прокалывали околоплодный пузырь, во 2-ой матрице закладывается ужас воды. В итоге малыш может страшиться мыть голову. Ни при каких обстоятельствах не “давите” на него, приучивайте к воде равномерно.

Для этой категории малышей небезопасна чрезмерная опека. Неизменные одергивания, решение конфликтных ситуаций (к примеру, с друзьями) за отпрыска либо дочь – все это сформировывает склонность к уходу от трудности, усугубляя отрицательный опыт, лежащий в третьей матрице. Чтоб не воспитать у малыша привычку удирать от сложностей, позвольте ему отыскивать задачки и самому управляться с ними.

(2-3) Проводилось кесарево сечение

“Кесарята”, обычно, очень живы, егозливые малыши. Фонтанируют мыслями, которые, вобщем, далековато не всегда воплощают в жизнь. К тому же они — прирожденные экстремалы. Инстинкт самосохранения и чувство угрозы у этих детей притуплены.

Таковой малыш не проходил вторую и третью матрицы, был лишен опыта естественного рождения. Это можно поправить, устраивая ему препятствия. Как ребенок начнет ползать, проигрывайте с ним “роды”. Выстройте из подушек туннель, так узенький, чтоб приходилось протискиваться. И проходите его совместно с ним. Вы ползете первыми, а в конце непременно “встречаете” малыша. Для малыша постарше подходят различные горки. Главное, чтоб вы продолжали всякий раз приветствовать его на “финише”.

(3) Роды проходили быстро

Многим деткам, показавшимся на свет в быстрых родах, тяжело задерживать внимание, поочередно делать загаданое. Им охото получить “моментальный” итог. Это диктует опыт, заложенный в третью матрицу. Такового малыша необходимо обучить терпению и последовательности действий. Гласите с ним несколько медлительнее, чем вы привыкли, требуйте, чтоб после игры он расставлял игрушки по местам. Ребенку подходят любые спортивные секции, где итог впрямую находится в зависимости от количества затраченных усилий.

(4) Томные роды

Ребенок, родившийся обвитым пуповиной (сбой в четвертой матрице) не выносит одежки, которая сдавливает. Не стоит выбирать для него свитера “под гортань”, шарфы, шапки, завязывающиеся на подбородке.

(4) После родов не приложили к груди, разлучили с матерью

Чтоб сгладить «негатив», заложенный в четвертую матрицу, в 1-ые три года мать должна как можно больше времени проводить с ребенком. Кооперативный сон, кормление по просьбе, внедрение слинга (эта перевязь в виде огромного кусочка ткани становится все популярней и удачно соперничает с рюкзачками-кенгуру, ведь подходит деткам с рождения, ну и ребенок занимает в ней более естественное положение) — все это вдвойне нужно такому малышу.

Для всех

Деткам, прошедшим через те либо другие трудности в родах, может быть полезна работа с психологом. Эффективны способы игро-, арт-терапии, юнгианской песочной терапии, работа с глиной. Для взрослых, которым необходимо поновой пережить рождение, но уже с положительным опытом, используют процессуальную, телесно-ориентированную терапию, холотропное дыхание, холодинамику и многие другие системы. Главное, чтоб психотерапевтическая работа проходила на 3-х уровнях: умственном, чувственном и телесном.

Ранешняя РАЗЛУКА

Старший отпрыск Ярославы родился в быстрых родах, с гематомой. Мальчишка около 2-ух недель пролежал в реанимации, за этот период времени у матери пропало молоко. На данный момент Богдану практически семь, он нормально развивается, но вот дела матерью довольно отстраненные. “Он всегда был больше “папиным” отпрыском, чем моим”, — гласит Ярослава. А вот младший, Максим, рождался по всем требованиям естественных родов, его сходу приложили к груди, с первых часов он был с матерью. На данный момент ему годик, и он очень к ней привязан.

Комментарий: В опыте ранешней разлуки с матерью есть положительный момент – это учит человечка самодостаточности. Малышу может быть легче приспособиться в чужой обстановке. Но вот дела с матерью в дальнейшем, вправду, могут быть несколько отстраненными.

Каждые семь лет человек выходит на фазу собственного рождения. Другими словами на данный момент у малыша конкретно тот возраст, когда почти все можно трансформировать. Мальчугану необходимо как можно больше тактильного контакта с матерью, прикосновений. Чаще рассматривайте совместно фотоальбом, где сынок небольшой, при всем этом касайтесь его тела, гласите как вы рады тому, что он у вас есть.

Такие дети могут быть очень подвижными. Принципиально не ограничивать малыша, а направлять его энергию в игры, связанные с прикосновениями.

Не запамятовывайте, что все малыши проживают естественные фазы привязанности к каждому из родителей. Это не означает, что мы нехорошие, просто ему на данный момент так необходимо.

С малышом можно поиграть в семью. В этой игре вы будете ребенком, а он по очереди то матерью, то отцом. Проигрывая эти роли, он будет повторять поведение родителей. Другими словами сам даст подсказку вам, если вы что-то делаете не так.

РАНИМОСТЬ

У Оксаны было отслоение плаценты, и огромную часть беременности она провела в поликлинике, на сохранении. Роды были затянутыми, у малыша оказалась маленькая пуповина. Малыша пришлось выталкивать. Его выложили на животик, но у матери началось кровотечение, потому приложить к груди мальчугана не удалось. В три года ребенку поставили диагноз “гипервозбудимость вследствие внутриутробной и родовой гипоксии”.

“Отпрыску бывает жутко взяться за что-то, если он считает, что это трудно. Но я убеждаю его, что это просто, и разбиваю задание на части. Хвалю за итог. Ему принципиально прорисовать ход событий, и обосновать, что это сделать может быть. Тогда он совладевает и очень радуется собственному успеху.

Тема очень чувственный и ранимый мальчишка. Потому психолог порекомендовала нам выбирать школу с маленькими классами.”

Комментарий: вправду, таким чувствительным деткам трудно психологически переварить огромное количество людей. Их необходимо заблаговременно готовить к ситуации, провоцировать к действиям, замечая мельчайшие шажочки, любые проявления самостоятельности.

У такового малыша может быть повышена тревожность, чувствительность (так именуемая чувственная мобильность). Ему непременно необходимо сопровождение невролога либо гомеопата.

Малышу может быть трудно отрываться от матери (вспомните: пуповина, другими словами связь с матерью, была недлинной). Да и маме может быть нелегко “отпустить” малыша. В таких ситуациях на приеме у психолога ведется работа с чувством вины и тревожностью матери и, естественно, с состоянием самого малыша. Таким деткам очень подходят игры, связанные с лепкой, арт-терапия.

У малыша могут быть приступы злости, направленной в сторону матери. В этот момент малышом движут две силы: желание расти, другими словами отрываться от матери, и сила пуповины, которая тянет, что, естественно, вызывает сопротивление. Мальчугану подходят разные игры по разматыванию клубочков, перетягиванию каната, лепка из теста. Очень эффективна отрывная аппликация. Рвете на маленькие куски цветную бумагу, а потом наклеиваете ее на картон. Это и развитие маленькой моторики, и выплеск злости, и созидание сразу.

То, что будущие матери много читают, посещают курсы, стараются, чтоб беременность протекала гармонически, на физическом уровне и психологически готовятся к рождению малыша, — это замечательно. Но не надо ставить идею «правильных» родов во главу угла.

1-ое, что охото сказать будущим мамочкам — не пытайтесь запрограммировать себя на безупречные роды. Возлагайте надежды, все для этого делайте, но учитывайте и другие способности. Беременные нередко нацеливаются на определенный сценарий в родах. Когда же их ожидания не оправдываются, к примеру, докторы настаивают на кесаревом сечении, дама впадает в состояние шока, панику и теряет доверие к самому процессу рождения. Если что-то происходило не так, как мать подразумевала, они склонна винить себя, а чувство вины всегда порождает манипуляцию. Потому, когда ко мне на прием приходит семья с малышом, мы сначала трансформируем чувство вины у матери.

Есть версии о том, что душа сама выбирает для себя родителей, место и метод рождения. А роды — это определенный опыт, и трудности тут нужны. Каждый ребенок рождается так, как ему необходимо. Потому, штудируя теорию, принципиально все же, доверять природе и докторам.

Создатель — Светлана Ройз, домашний психолог

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru