В обыденной жизни находится не настолько не мало поводов для радости… Но кто гласит, что для радости нужен повод? Даже в грустных событиях необходимо уметь отыскивать положительные моменты – конкретно этому учит Поллианна, героиня одноименного романа-бестселлера Элинор Портер.
Потребность в радости – одна из важнейших для психического комфорта. Но конкретно она, к огорчению, нередко остается неудовлетворенной.
Почему?
Сознание человека устроено таким макаром, что сначала он уделяет свое внимание на то, что склонен узреть. А поэтому большущее значение в жизни играет готовность к радости – чем посильнее она выражена, тем выше способность человека испытывать положительные эмоции.
Принцип Поллианны
История о бедной 11-летней сиротке растопила не одно черствое сердечко. Роман Элинор Портер «Поллианна» издавна стал классикой детской литературы. По нему даже сняли одноименный кинофильм. Сюжет мелодраматичен. Поллианна переезжает к тете после погибели отца. Та не рада девченке – она терпит ее только из чувства долга. Тяжело жить, когда тебя никто не любит. Но отец обучил Поллианну необыкновенной «игре в радость». Потому девченка способна ликовать тому, что другие могли бы посчитать наказанием, и даже в самых грустных событиях находит повод для благодарности судьбе. Заместо куколки прислали костыли – отлично, что они не пригодятся… Это и есть принцип положительного дела к жизни, который стал краеугольным камнем американской пользующейся популярностью философии ХХ века.
В 1978 году психологи Матлин и Станг официально обрисовали и ввели в обиход «принцип Поллианны», согласно которому люди склонны сначала принимать положительную информацию.
Поллианна – совсем не уникальный парадокс. На самом деле, так устроены все малыши. Они веруют в чудеса, готовы к новенькому, могут ликовать… Неувязка исключительно в том, что искренняя бурная удовлетворенность малыша изредка встречает осознание взрослых. Куда почаще малыша одергивают, молвят о необходимости быть тише, скрывать собственные эмоции.
В итоге воспитания готовность к радости, вначале присущая хоть какому ребенку, блокируется. С юношества нас учат недоверию, ужасу, настороженности… Родителей можно осознать – они пробуют защитить собственных чад от угроз мира вокруг нас. Но не теряет ли ребенок при всем этом больше, чем приобретает?
Что мы теряем?
Сначала – доверие к миру. Мир из красивого становится небезопасным. А у нас возникает благодатная почва для депрессий и неврозов, так как держать непрерывную радиальную оборону от мира тяжело.
Мы перестаем созидать красивое в ежедневном. Максимум, флегмантично отмечаем себе, что осенняя листва сегодня достаточно приятного колера, но не радуемся этому.
Нам вообщем становится трудно чему-либо ликовать – вот так, как в детстве, когда экстаз перехлестывал через край. И тем паче мы не можем ликовать просто так. Мы привыкли, что для этого нужен повод. И не просто повод, а весомый аргумент.
К огорчению, готовность к радости плотно сплетена с умением жить счастливо – без 1-го нет другого. А это, согласитесь, уже суровая утрата.
Жизнь в удовлетворенность
Принцип Поллианны не имеет ничего общего с иллюзиями. Жить в удовлетворенность – не означает совсем не замечать негативных качеств жизни, это означает по-другому расставлять ценности. Человек, направленный на положительные эмоции, не ослеплен – он как и раньше лицезреет мир таким, какой он есть. Но больше внимания уделяет положительным его нюансам, тогда как отрицательные просто принимаются к сведению. Как гласила Поллианна, когда ищешь, чему можно ликовать, на другое просто не остается времени.
До нити промокнув под дождиком, таковой человек, естественно, отметит данный факт и даже поразмыслит, что хорошо было бы принять меры, чтоб не простыть. Но куда большая часть его внимания будет занята созерцанием радуги на небе и искренним восхищением ее красотой.
Обучаемся радости
Готовность к радости можно развить. Для этого нужно работать в 2-ух направлениях:
1. Снятие установленного воспитателями блока на удовлетворенность;
2. Работа над интенсивностью чувств.
На практике это значит, что сначала нужно принять, что ликовать можно и необходимо. Это нормально для человека хоть какого возраста, и для этого совсем не нужен некий особый повод.
• Читайте!
Нередко принять это как норму помогают книжки, герои которых не утратили остроты восприятия радости. Читая их, понимаешь, что жить так, должно быть, очень здорово. К примеру, рассказы Туве Янссон о Муми-троллях, книжки Астрид Линдгрен. Положительными свойствами нередко наделены герои юмористической прозы, как российскей, так и забугорной.
• Удовлетворенность заразительна
Чем больше людей в вашем окружении живут просто и отрадно, тем больше у вас вероятности «подхватить этот вирус». Механизм прост – смотря на других, вы видите, как естественно испытывать удовлетворенность, и блок равномерно исчезает сам собой. Похожий эффект имеет общение с детками.
2-ой шаг работы – научиться ликовать мелочам. Для этого необходимо:
• Развивать творческое мышление, вкус к красивому. Почаще посещайте музеи, галереи искусств, театральные постановки.
• Тренируйте внимание – вы должны уметь созидать красивое не только лишь в музее, да и в мире вокруг.
• Концентрируйтесь на радости в момент ее переживания. Ощутили удовлетворенность – отдайтесь ей стопроцентно. Почувствуйте, как это приятно, и запомните это чувство.
Не ожидайте стремительных результатов. Перенастроить себя тяжело – ведь необходимо, на самом деле, кардинально поменять сам образ мышления. Но в один прекрасный момент вы ощутите удовлетворенность просто поэтому, что солнце светит в особенности ярко. И даже проливной дождик может принести положительные эмоции. Тогда и – добро пожаловать в счастливую жизнь!
Татьяна Хватинина