Отстоять свое мировоззрение, не наживая противников


Как у нас спорят? Жестко, бескомпромиссно, рьяно.

Если представления по какому-то вопросу не совпадают, начинаются клики, брань, навешивание уничижительных ярлычков. Страсти накаляются, дискуссия идет на завышенных тонах и нередко завершается ссорой с обоюдными оскорблениями.

Все это происходит поэтому, что в нашем обществе у многих людей отсутствует культура общения, умение вести спор. Ведь этому нужно учить, при этом, с юношества, но таким обучением у нас никто не занимается. Потому 1-ые уроки того, «как не надо» спорить, ребенок нередко получает в семье …

Вобщем, откуда было взяться таковой культуре? Вспомним наследство недавнешнего прошедшего, когда в нашем обществе напрочь отсутствовало почтение людей друг к другу. В этом можно было убедиться, следя разборки на коммунальных кухнях, в публичном транспорте, очередях, магазинах, жэках…

Уроки взаимоуважения

В западных странах малышей в школах учат искусству ведения спора. Да-да, специально учат! Там издавна сделали вывод, что мир многополярен, и у людей есть различные представления, иногда кардинально отличающиеся друг от друга. Потому приходится быть терпимыми к воззрениям других людей. По другому, если в обществе каждый начнет жестко отстаивать свою позицию, не обращая внимания на других, то начнется такое!..

Эти занятия именуются «Уроки штатской толерантности» либо «Умение вести дискуссию». На их малыши обучаются цивилизованно спорить, слышать и осознавать точки зрения других людей.

Как проходят такие уроки? Школьник должен встать на одну позицию, суметь аргументировать ее и обосновать. Потом он должен принять обратную позицию и настолько же внушительно аргументировать и обосновать ее. Так малыши обучаются постигать многополярность мира, соединять воединыжды различные представления и отыскивать компромиссы меж ними.

Правила ведения спора

Поверьте, можно агрессивно спорить и отстаивать свою позицию, но при всем этом не оскорблять другого человека. Для этого нужно уяснить некие приемы.

Если вы обсуждаете некий вопрос, то обсуждайте конкретно тему, а не человека. Скажите: «Я с тобой не согласна, по-моему, ты неправ. Мне кажется, тут нужно поступить так и так-то».

А если вы скажете собеседнику: «Ты дурачина, ни черта не соображаешь! Надоело разъяснять для тебя одно и то же!», то это не обсуждение вопроса, а оскорбление. Можете ли вы придти к одному решению? Ответ предельно ясен.

Потому, как вы заметите, что отклонились от темы и перебежали на личность оппонента, прикусите язык и вернитесь к вопросу, который вы обсуждаете.

Также опасайтесь в споре использовать такие аргументы, как: «Ты всегда!..» (хочешь меня привести в ярость, жестко себя ведешь и т. д.), «Ты никогда!… (не прислушиваешься ко мне, не уступаешь и пр.). В данном случае тоже происходит уход от предмета дискуссии, и заместо конструктивного обсуждения вопроса, вы даете оценку собственному оппоненту, а этого делать нельзя.

А. В. Стешов в собственной книжке «Как одолеть в споре» пишет: «Запрещаются оскорбительные, унижающие выпады против личности собеседника, какие бы мысли и идеи тот ни отстаивал. Если кто-то нарушает этот принцип, то начинается противостояние амбиций. Оказавшись объектом насмешек, человек часто мстит за унижение. Не унижайте другого. Не царапайте его самолюбие, не задевайте его неосторожно».

Обсуждайте любые вопросы, любые темы. Но не трогайте личности участников дискуссии. Они должны оставаться вне зоны обсуждения!

Кстати, этим искусством отлично обладают учены. В дебатах, которые иногда разгораются в Академии, оппоненты могут в пух и останки разнести позицию противника, внушительно обосновать ее неточность и несостоятельность. Но делают это, соблюдая правила вежливости, не задевая личности оппонента. Это высшее искусство! И ему стоит научиться.

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru