Необычное решение


В один прекрасный момент к Эрнеcту Резерфорду, президенту Царской академии, обратился сотрудник за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из собственных студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — педагог и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного судьи. Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос говорил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту строения при помощи барометра?».

Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу строения, спустить барометр вниз на длинноватой верёвке, а потом втянуть его назад и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь непростой, потому что ответ был полностью полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел не достаточно общего с применением познаний в этой области.

Резерфорд предложил студенту попробовать ответить ещё раз. Дав ему 6 минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен показывать познание физических законов. По истечении 5 минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений трудности, и он просто выбирает наилучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил юного человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока.

Новый ответ на вопрос говорил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Потом, используя формулу, вычислите высоту здания».

Здесь Резерфорд спросил собственного сотруднику педагога, доволен ли он этим ответом. Тот, в конце концов, сдался, признав ответ удовлетворительным. Но студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили открыть их.

— Есть несколько методов измерить высоту строения при помощи барометра, — начал студент. — К примеру, можно выйти на улицу в солнечный денек и измерить высоту барометра и его тени, также измерить длину тени строения. Потом, решив легкую пропорцию, найти высоту самого строения.

— Хорошо, — произнес Резерфорд. — Есть и другие методы?

— Да. Есть очень обычный метод, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и подымаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стенке и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту строения. Полностью тривиальный способ.

— Если вы желаете более непростой метод, — продолжал он, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, обусловьте величину гравитации у основания строения и на его крыше. Из различия меж этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту строения. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы сможете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту строения по периоду прецессии.

— В конце концов, — заключил он, — посреди огромного количества иных методов решения данной трудности наилучшим, пожалуй, является таковой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть превосходный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Здесь Резерфорд спросил студента, неуж-то он вправду не знал принятого решения этой задачки. Он признался, что знал, но произнес при всем этом, что сыт по гортань школой и институтом, где учителя навязывают ученикам собственный метод мышления, который не всегда приемлет не стандартных решений.

Студент этот был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Источник — meta.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru