Катастрофа Маргарет Митчелл


Создатель величавого романа «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл прожила не очень долгую и очень непростую жизнь. Единственное сделанное ею литературное произведение принесло писательнице мировую славу и достояние, но отняло очень много духовных сил.

Кинофильм по роману американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» вышел в 1939 году — всего через три года после публикации книжки. На премьере присутствовали звёзды Голливуда Вивьен Ли и Кларк Гейбл, исполнившие роли основных персонажей — Скарлетт О’Хары и Ретта Батлера. Поодаль от киношных красавчиков стояла умеренная худая дама в шляпке. Неистовствовавшая масса практически не замечала её. А ведь это была сама Маргарет Митчелл— создатель книжки, которая ещё при жизни писательницы стала классикой американской литературы. В лучах славы собственного произведения она нагревалась с 1936 по 1949 год — до самого денька собственной кончины.

Спортсменка и кокетка

Маргарет Митчелл была практически ровесницей 20-го века. Она появилась на свет в той Атланте (штат Джорджия), которая стала местом деяния её бессмертного романа. Девченка родилась в благополучной и безбедной семье. Её отец был адвокатом. Мама, хоть официально и считалась в домохозяйках, примыкала к движению суфражисток — дам, боровшихся за свои избирательные права.

Вообщем, зеленоглазую Скарлетт О’Хару создатель почти во всем списала с себя. Митчелл была наполовину ирландкой и южанкой до мозга костей. Но не следует мыслить, что писательница являлась этакой старенькой девой в пенсне и с пером в руке. Никак.

Роман «Унесённые ветром» начинается с фразы: «Скарлетт О Хара не была красива». А вот Маргарет Митчелл прекрасной была. Хотя, видимо, не считала себя в особенности симпатичной, раз начала роман с таковой фразы. Но она очевидно скромничала. Её тёмные волосы, миндалевидные зелёные глаза и стройная фигура притягивали парней как магнит. Но современники запомнили Маргарет не как ветреную кросотку, а сначала — как восхитительную рассказчицу и поразительную слушательницу чужих мемуаров. Оба деда Митчелл участвовали в Штатской войне меж Севером и Югом, и будущая писательница готова была часами слушать рассказы об их подвигах в то время.

Ах так позднее вспоминала о Митчелл одна из её подруг: «Трудно обрисовать Пегги (детское прозвище Маргарет. — Прим. авт.) пером, передать её веселость, её энтузиазм к людям и основательное познание их натуры, широту её интересов и круга чтения, её преданность друзьям, также живость и притягательность её речи. Многие южане — прирождённые рассказчики, но Пегги говорила свои истории так весело и умело, что люди в переполненной комнате могли, замерев, слушать её весь вечер».

В Маргарет сочетались страсть к кокетству и спортивным утехам, незаурядные возможности к учёбе и энтузиазм к познаниям, жажда самостоятельности и… желание сделать неплохую, но полностью патриархальную семью. Митчелл не была романтиком. Современники считали её удобной и даже скаредной. О том, сколь методично она — цент за центом — выбивала гонорары у издателей, позднее прогуливались легенды…

Ещё в школе дочь адвоката писала для ученического театра немудрёные пьесы в романтичном стиле… После получения среднего образования Митчелл год отучилась в престижном Массачусетсом институте. Там её практически загипнотизировали идеи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Полностью может быть, американка стала бы одной из его учениц и последовательниц, если б не трагическое событие: в 1919 году во время пандемии испанского гриппа погибла её мама. А незадолго ранее в Европе умер Генри, жених Маргарет.

Отчаянный репортёр

Митчелл возвратилась в Атланту, чтоб взять в свои руки управление домом. Женщина была очень молода и энергична, чтоб погрузиться в угнетение. Она не стала суетливо подыскивать для себя новейшую партию — здесь сказалась суфражистская «часть» её натуры. Заместо этого она избрала для себя дело по нраву, став репортёром «Атланта Джорнал».

Лёгкое и острое перо Маргарет стремительно сделало её одним из ведущих журналистов издания. Патриархальному южному обществу было тяжело «переварить» женщину-журналиста. Редактор издания сначала прямо заявил амбициозной девушке: «Как леди из неплохой семьи может позволить для себя писать об жителях городского дна и беседовать с различными лохмотниками?». Митчелл схожий вопрос изумил: она никогда не могла осознать, чем дамы ужаснее парней. Наверняка, потому её героиня Скарлетт была из числа тех, про кого в Рф молвят словами поэта Некрасова: «Коня на скаку приостановит, в пылающую избу войдёт». Репортажи из-под пера журналистки выходили чёткие, ясные, не оставлявшие у читателя никаких вопросов…

Обитатели Атланты вспоминали: её возвращение в родной город произвело реальный фурор посреди мужской части населения. По слухам, образованная и стильная красотка получила от кавалеров чуть не четыре 10-ка предложений руки и сердца! Но, как нередко бывает в схожих ситуациях, избранником стал далековато не самый наилучший. Мисс Митчелл не устояла перед чарами Беррьена «Реда» Апшоу — высочайшего, бравого красавчика. Очевидцем со стороны жениха на свадьбе был умеренный, образованный юноша Джон Марш.

Домашняя жизнь виделась Маргарет в виде вереницы развлечений: вечеринок, приёмов, поездок на лошадях. Оба жена с юношества любили конный спорт. Этой чертой писательница также наделила Скарлетт…

Ред стал макетом Ретта — их имена созвучны. Но, к огорчению, только во наружных проявлениях. Супруг оказался человеком ожесточенного, буйного характера. Чуток что — хватался за пистолет. Злосчастной супруге пришлось ощутить на для себя тяжесть его кулаков. Маргарет и здесь показала: она не лыком шита. Сейчас в её сумочке тоже лежал пистолет. Скоро супруги развелись. За унизительной процедурой развода с замиранием сердца следили все городские кумушки. Да и через такое испытание Митчелл прошла с гордо поднятой головой. Маргарет пробыла миссис Апшоу недолго. А потом — и года не пробыла в разводе!

В 1925 году она повенчалась со умеренным и преданным Джоном Маршем. Наконец в её доме поселилось тихое счастье!

Книжка для супруга

Новоявленная миссис Марш уволилась из журнальчика. Почему? Одни молвят: из-за травмы, приобретенной при падении с лошадки. Другие говорят: Маргарет решила предназначить время семье. Во всяком случае, она как-то заявила: «Замужняя дама должна быть сначала супругой. Я — миссис Джон Р. Марш». Естественно, миссис Марш кривила душой. Она не собиралась ограничивать свою жизнь миром кухни. Маргарет очевидно утомилась от репортёрства и решила предназначить себя литературе.

С первыми главами «Унесённых ветром» она знакомила только супруга. Конкретно он с первых дней стал её самым близким другом, критиком и советчиком. Роман был готов к концу 1920 годов, но Маргарет страшилась его обнародовать. Папки с бумагами пылились в кладовой нового огромного дома Маршей. Их жильё стало центром умственной жизни города — кое-чем вроде литературного салона. На огонёк как-то заглянул и один из редакторов издательства «Макмиллан».

Маргарет длительно не могла отважиться. Но всё же дала редактору рукопись. Прочитав, тот сходу сообразил, что держит в руках будущий блокбастер. Полгода ушло на доработку романа. Окончательное имя героини — Скарлетт — создатель выдумала прямо в редакции. Заглавие Митчелл взяла из стихотворения поэта Доусона.

Издатель был прав: книжка одномоментно перевоплотился в блокбастер. А создатель в 1937 году стала лауреатом престижной Пулитцеровской премии. На сегодня общий тираж её книжки исключительно в США достигнул практически 30 миллионов экземпляров.

Но ни слава, ни средства не принесли писательнице счастья. Покой дома, который они с супругом так оберегали, оказался нарушен. Маргарет сама старалась держать под контролем валютные поступления в свой бюджет. Но денежные дела приносили только вялость. На творчество уже не было сил.

А здесь ещё захворал верный Джон. Митчелл перевоплотился в рачительную сиделку. И это оказалось тяжело, ибо у неё самой стало быстро портиться здоровье. К концу 1940 годов здоровье супругов начало улучшаться. Они даже позволяли для себя маленькие «культурные» вылазки. Но вернувшееся счастье оказалось недолгим. В августе 1949 года автомобиль, за рулём которого был опьяненный шофер, сбил Маргарет, шедшую с супругом в кино. Через 5 дней создатель «Унесённых ветром» скончалась.

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru