История и традиции праздничка Пасхи


Пасху — Светлое Христово Воскресение, главный праздничек христиан — православные и католики в этом году отмечают 20 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней — столько же, сколько Христос был с учениками после Собственного Воскресения. Первую неделю после Воскресения Христова именуют Светлой либо Пасхальной седмицей.

Христово Воскресение в Евангелиях

Евангелия молвят, что Иисус Христос погиб на кресте в пятницу, около трёх часов полудня и был погребён до пришествия мглы. На 3-ий денек после погребения Христа ранешным днем несколько дам (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, приобретенные ими, чтоб помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они тужили: «Кто отвалит нам камень от гроба*?» — так как, как разъясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидячий при гробе парень в светоносных одеждах. Четыре Евангелия обрисовывают это утро словами различных очевидцев, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и дискутировал с ними.

Значение праздничка

Для христиан этот праздничек значит переход от погибели к нескончаемой жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От погибели бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, сокрытую ранее под покровом унижения: зазорной и ужасной погибели на кресте рядом с распятыми правонарушителями и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История праздничка Пасхи

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об финале сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства. О том, что такое Песах, читайте в справке »

В апостольское время Пасха соединяла внутри себя два мемуары: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Деньки, предыдущие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Деньки после Воскресения — Пасхой Крестной либо Пасхой Воскресения.

В 1-ые века христианства различные общины праздновали Пасху в различное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й денек месяца нисана (март – апрель), на какой бы денек недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в 1-ое воскресенье после вешнего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху везде в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так длилось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздничков было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Правоверная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздничек должен быть непременно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после вешнего равноденствия.

Церковное празднование Пасхи

С старых времён пасхальное богослужение происходит ночкой. Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь собственного избавления от египетского рабства, христиане не дремлют в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Величавую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят её в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до денька Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) — в память о сорока деньках пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белоснежные и надевают торжественные красноватые пасхальные облачения. Перед пришествием полуночи праздничный колокольный гул — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Королевских Воротах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби незапятнанным сердечком Для тебя славити». После чего отодвигается заавесь (занавес за Королевскими Воротами со стороны алтаря), и священнослужители опять поют ту же стихиру, но уже звучно. Открываются Королевские Врата, и стихира, ещё более высочайшим голосом, поётся духовенством в 3-ий раз до сере
дины, а хор храма поёт окончание. Священники выходят из алтаря и совместно с народом, подобно жёнам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Крестный ход значит шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверцами, вроде бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители три раза поют веселый пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию погибель поправ, и сущим во гробех животик (жизнь) даровав!». Потом настоятель произносит стихи старого пророческого псалма Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (неприятели) Его…», а хор и люд в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мёртвых…». Потом священник, держа в руках крест и трёхсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где пылают все осветительные приборы и лампады, и все совместно поют: «Христос воскресе из мёртвых!».

Заутреня

Дальше служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Меж песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», вдохновенно рассказывающее о радости и значении этого денька. После службы все молящиеся в храме христосуются вместе, поздравляя с величавым праздничком.

Сходу после Заутрени служат Пасхальную литургию, где на различных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников). На Пасху все молящиеся, по способности, причащаются Святых Христовых Таин.

После окончания торжественного богослужения православные христиане заурядно «разговляются» — угощаются освящёнными крашеными яичками и куличами при храме либо у себя дома.

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru