Для чего человеку тревога?


В этом маленьком методическом пособии вы познакомитесь с разными взорами на состояние волнения. Часто люди стремятся избежать этого состояния, но мы с вами побеседуем о том, почему принципиально глядеть в лицо собственной тревоге и что происходит с теми, кто удирает от нее. Также мы побеседуем о том, чем отличается ужас от волнения; какая тревога нормальна, а какая – нет; какие есть методы посодействовать для себя дружно жить совместно с опаской, а не пробовать задавить ее внутри себя, провоцируя тем только нарастание напряжения.

Ужас и тревога: синонимы, либо разные понятия?

Очень нередко люди путают эти два состояния, но по сути ужас и тревога – не одно и то же. Давайте совместно разберемся, в чем состоят отличия. Это позволит нам лучше осознавать себя. Для этого начнем с такового понятия, как испуг. Что такое испуг? Это реакция, которая появляется тогда, когда человек сталкивается с кое-чем внезапным, что может как-то грозить его жизни.

Представьте для себя, вы задумались о кое-чем принципиальном, шагаете для себя, ни на что не обращая внимание. Подходите к пешеходному переходу и начинаете перебегать дорогу. И, вдруг, внезапно раздается звучный звук сигнала, проезжающего с большой скоростью автомобиля. Вы резко замираете, глаза у вас обширно открываются, тело напряжено, вы готовы бежать либо биться за свою жизнь.

Схожая реакция и есть испуг. Она непроизвольна, автоматична. По-сути дела – это наше наследство королевства животных. Реагируя на внезапную опасность жизни, наш организм автоматом готовится или к борьбе за свое существование, или к бегству от угрозы. Все это очень естественно, и практически нужно существу, которое должно выживать в тяжелых окружающих критериях. Позже мы с вами еще коснемся вопроса физиологической реакции человека в ситуации стресса и волнения, тут же давайте побеседуем о том, что происходит после испуга.

Уже достаточно издавна группа американских исследователей выделила три главные реакции, которые следуют за испугом. Это гнев, ужас и энтузиазм. Поглядим на их подробнее. Гнев – это естественная эмоция человека, которая позволяет ему защищать себя. По-сути дела, гнев несет с собой большой всплеск энергии. Ее человек может навести на борьбу с противником, который грозит его жизни. Ужас – тоже очень естественная эмоция, она говорит о том, что угроза велика, и совладать с ней человек не способен. Ужас подталкивает человека выручать свою жизнь, удаляясь от опасности. Достаточно нередко ужас и гнев сплетены воедино. Пожалуй, можно гласить о том, что человек сначала испытывает ужас, а позже, оценив ситуацию и неосознанно взвесив свои силы, или перебегает в пришествие, гневаясь, или с усилившимся ужасом удаляется от угрозы. Ну, и, последняя эмоция – это энтузиазм. Она появляется в случае, когда человек, после испуга не лицезреет реальной опасности для собственной жизни, тогда он может с энтузиазмом изучить: «А что все-таки меня так напугало?».

И, в конце концов, мы подошли к вопросу различий меж ужасом и опаской. Последняя часто не имеет некий конкретной связи с реальной ситуацией. Если у ужаса есть определенный объект во окружающем мире, на который мы реагируем, то у волнения такового объекта нет. Тревога переживается как смутное и мучительное предчувствие надвигающейся катастрофы. Проще это показать на примере. Допустим, идете вы по улице, и внезапно из-за угла выскакивает собака, которая начинает на вас лаять. В этой ситуации мы обычно ощущаем ужас. А вот в ситуации, когда мы идем по улице и предвкушаем, что из-за угла может выскочить какая-то собака и укусить нас – мы испытываем тревогу. Тревога может иметь разную интенсивность от легкого волнения до панического кошмара, когда человек повсевременно озирается по сторонам, ждя нападения, либо же вообщем перестает выходить из дома, боясь того, что на улице есть жуткие собаки.

Воображение и тревога

Последний пример указывает нам тесноватую связь воображения и волнения. Для того чтоб начать беспокоиться нам необходимо представить для себя какую-то картину ужасных событий, ожидающих нас впереди. Иногда это не непременно зрительные образы, мы можем вспомнить какие-то чувства, чувства, которые были у нас в похожей ситуации и начать испытывать тревогу.

Тревога – это всегда переживание, направленное в будущее. Потому, для того, чтоб лучше выдерживать тревогу принципиально уметь, во-1-х, отделяться от собственного воображения, и во-2-х, уметь концентрироваться на определенной действительности, которая есть вокруг нас на этот момент. Как это сделать? Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.

«Растождествление»

Прием, под заглавием «растождествление» был предложен в одном из направлений психотерапии – психосинтезе (похоже, позаимствован он из восточных духовных практик). Мысль тут такая. У каждого человека есть внутренняя структура, которую мы обычно называем «Я». У кого-либо она может быть более сильной, более устойчивой, у кого-либо наименее. Это «Я» может следить за теми процессами, которые происходят снутри нас, также созидать окружающий мир. «Я», если оно обладает достаточной силой, способно направлять деяния, поступки человека в определенное русло, также оно способно давать человеку чувство опоры тогда, когда его захлестывают сильные эмоции.

Подразумевается, что человек может отождествлять себя с разными предметами окружающего мира (моя одежка, машина, квартира – типичная часть «Я»), своими внутрипсихическими процессами (мои мысли, чувства, идеи, убеждения – тоже «Я»), иногда и с другими людьми он тоже может себя отождествить (моя супруга, ребенок, мама, отец – часть моего «Я»). Отождествляя себя со всеми этими составляющими жизни, человек может очень переживать, к примеру, ситуацию, когда он едет в метро в запачканной одежке, как уязвимость для собственного Я, собственного самоуважения. Либо же сталкиваясь с сильными эмоциями (вина, обида, стыд, тревога и т.п.) и переживаниями, отождествляясь с ними, он может утопать в тех состояниях, которые к нему пришли и терять всяческий контроль над собой.

Техника «растождествления» позволяет человеку занять огромную дистанцию по отношению ко всем этим составляющим жизни, что дает большее чувство независимости, внутренней силы и опоры.

Например, завтра вам предстоит некий экзамен, и вы замечаете, что начинаете терять над собой контроль. Вы не сможете сосредоточиться, тревога начинает разрастаться, фантазии о завтрашней беде обхватывают вас. Чтоб посодействовать для себя вернуть равновесие, принципиально тормознуть и испытать отделить свое «Я» от всех этих переживаний, которыми вы оказались окутаны. Сделать это можно при помощи разговора с самим собой. Смотрится это приблизительно так:

«Мои переживания по поводу завтрашнего экзамена – это не я сам(а). Я – это то, что следит за всем течением жизни. Мое Я всегда остается постоянным. Чувства, мысли, состояния, действия жизни — изменяются, а мое Я остается постоянным и следит за всеми этими переменами. Происходит скопление нового опыта, познаний, вырастает осознание жизни, людей, но при всем этом, мое Я остается независящим и устойчивым. Мои переживания и чувства – это не Я сам(а). Они скоротечны, сейчас – одни; завтра — другие. Сейчас я кого-либо люблю, завтра терпеть не могу. Сейчас тревожусь, завтра успокаиваюсь. Состояния изменяются, но мое Я, которое за всем этим следит остается постоянным. Все, что я приобретаю либо теряю в жизни – приходит и уходит. Средства, квартира, машина, одежка – вчера этого не было у меня, сейчас есть, завтра может не быть. Но при всем этом Я остаюсь. Что бы не происходило в моей жизни, мое Я сохраняется и оно – конкретно то, что является постоянной опорой в моей жизни. Завтра мне предстоит тяжелая ситуация, но мой фуррор – это не Я сам(а), мое поражение – это не Я сам(а), мой престиж – не Я сам(а), все это приходит и уходит. То, какую я получу оценку – принципиально, но эта оценка дается моим познаниям, а не моему Я, которое независимо от всех познаний и оценок. Мое Я ценно само по себе безо всяких критерий. Оно – сама жизнь, которая есть во мне. Все другое приходит и уходит».

Тут я привел пример того, как можно побеседовать с самим собой, чтоб малость растождествиться (отделиться) от собственных переживаний, ожиданий и т.п. Это может позволить ощутить себя более независящим от внутренних состояний и наружных событий, давая возможность лучше выдерживать трудные ситуации, быть более размеренным. Вы сможете поэкспериментировать с тем, какие слова гласить для себя в трудные моменты. Главное – осознать идею. Если вы сможете отделить свое Я от тех переживаний, которые вас захлестнули, и глядеть на их, как на реку, которая течет, но не уносит за собой вас, стоящего на берегу, — то отыскать нужные слова и посодействовать для себя растождествиться с тем, что не дает на данный момент покоя, у вас непременно получится.

Сосредоточение на чувствах

2-ой момент, о котором мы договорились побеседовать ранее – это то, как можно помогать для себя концентрироваться на действительности, а не на воображении. Ведь если вы сможете переключиться на то, что происходит на этот момент во окружающем мире, то тревога, которая тянет вас на дно, отрывая от действительности, начнет равномерно стихать.

Давайте попробуем сделать вот такое упражнение:

Сядьте поудобнее, так, чтоб вам было комфортабельно провести в таком положении достаточное количество времени. Я буду задавать вам вопросы, направляя ваше внимание, а вы попробуйте отвечать на их, описывая своим внутренним голосом то, что ощущаете. Чувствуете ли вы то, как ваша спина соприкасается с тем, на чем вы сидите? Сможете почувствовать вес тела, который давит на сиденье? Спина, ягодицы, высшая часть ног – ощущаете давление в этих частях тела? Сможете ли почувствовать то, как стоят на полу ваши ноги? Идиентично ли они стоят? Какой ноге более комфортно, правой либо левой? Чувствуете подошву вашей обуви? А носки, если они у вас есть, сможете почувствовать? Давит ли резинка от носков? Если да, то на какой ноге посильнее? Что на вас одето, штаны, джинсы, юбка? Сможете ощутить то, как ткань соприкасается с кожей ваших ног? А

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru