Что не относится к психотерапии


Всегда есть люди, готовые нажиться на дилеммах других. И вам, конечно, выбирать — обращаться ли к гадальщицам, парапсихологам либо экстрасенсам, либо же нет. Но еще есть отдельный класс людей, называющих себя психоаналитиками и психологами, но делающими что-то совсем другое. Итак, что НЕ относится к психологии и психотерапии:

— Школы женственности (стань богиней, школа гейш, открой внутри себя магнит для парней, школа стерв и т.д., и т.п.). Чему там будут учить? Вас там будут учить не злиться, не спорить, подавлять свои желания (либо желания мужчины), манипулировать, обесценивать и соматизировать. Вам скажут метод, которым можно привязать мужчину. Метод этот, вероятнее всего, выдумала (и употребляет) создатель этой группы. И у нее он работает, и не факт, что сработает у вас.

— Школы удачливости (продаем с наслаждением, школа миллионера — и т.д.). Это метод отрубить всяческую чувствительность ради скопления ресурса. Ресурс средств и фуррора не восполняет и не компенсирует ресурсы тела, также не может быть целью (и уж тем паче смыслом), так что в итоге вы получите ту же самую травматику и соматизацию, полное отключение от собственного я. Их просто опознать по девизам типа «Открой внутри себя миллионера!», «Начни зарабатывать!» и т.д..

— Школы ургентного решения заморочек (турбосуслик, тот же лайфспринг, школы жизни и очень многие другие варианты). Их просто опознать по всяческим девизам типа «Избавься от дерьма в голове», «Преодолей себя». Вообщем, если вы слышите слова «преодолей себя» либо «заставь себя», либо еще чего-нибудть в духе «изнасилуй себя» — знайте, это не терапия. Терапевты — неспешные, скучноватые зануды, которые желают, чтоб человек сам разобрался внутри себя и сообразил, чего он по сути желает и что он по сути может. За неделю-две можно решить только маленькую-локальненькую задачку. Все ургентные «упихивания» себя в готовый сценарий могут привести к усилению симптоматики, в особенности — в смысле соматизации.

— Школы мужественности и манипуляций (типа пикапа) — в их, в общем-то, нет ничего в особенности отвратительного, как ничего и неплохого. Другими словами с собой вы не встретитесь, никакой глубочайшей проработки темы не будет, вы получите штампованный способ, и, может быть, его элементами можете пользоваться. Но это стратегия. Если нет осознания себя, стратегия бессильна. Время от времени не только лишь бессильна, а и отодвигает встречу с собой реальным и своими, а не притянутыми за уши желаниями.

— Школы псевдоразвития. Вот это отдельное — «развивай собственный талант», школы креативности, саморазвития, самосовершенствования, самоукрашения и остального. От терапевтических отличаются множеством восклицательных символов и белозубыми фото участников, взятых из фотобанка. И нередко Наименования У Их Пишутся Большими Знаками. Плюс у их неизменный ажиотаж. Мне одно время приходила рассылка: на веб-сайте раскрывался некий материал, на день, к примеру, на него давалась ссылка, позднее приходило письмо, дескать, внимание-внимание! Осталось 12 часов до того, как я закрою доступ. Позже письмо: кто не успел — тот запоздал, эта инфа для заинтересованных, а не для тряпок, для тех, кому необходимо, бла-бла-бла. И вот эта вот нескончаемая истерика, создание ажиотажа и напряжения — точный показатель псевдопсихологии.

Я не готова гласить, что все это совершенно фигня — всякое бывает, в запятанных лужах иногда попадается золото, но почти всегда — это не работает. Как можно их разоблачить:

1. Тренер творит из себя кумира.
Он — особый, уникальный, может быть, даже божественный. Где он получил познания говорится не всегда, но он точно докладывает, что он крут. Мегакрут. Обыденный терапевт не противопоставляет себя и собственный опыт клиенту — как раз напротив, контакт строится на том, что терапевты — обыденные люди.

2. Тренер покупает на уникальность услуг — заговоренные мантры, мегасуперособенные книжки, написанные им, диски, одежку и т.д.. Психоаналитик не пробует этого сделать, он работает в материалистическом подходе и подразумевает, что в клиенте есть довольно для учебы и развития. Если он советует книжки — то не только лишь, и не столько свои, либо хотя бы стоящие какие-то обыденные средства. Я когда работаю с клиентами, никогда не скажу «Вы можете разобраться в этом только если купите мою книжку». У меня есть моя книжка, она стоит дешево, и она продается. Но она не является вместилищем сакрального познания. Это просто обобщение моего опыта работы с какими-то темами.

3. Тренер работает на стирание различий, а не на их поддержку.
«Вы все делаете некорректно, на данный момент я вам расскажу, как следует». Психоаналитик так никогда не произнесет. Его задачка — развить потенциал клиента, осознать, как конкретно он может действовать. Хоть какого клиента. Тренер работает на «делай так, как я». Мы даже вилку все держим по-разному, не говоря уже о построении отношений. То, что работает у меня — не сработает практически у всех других людей. Так как они другие.

4. Очень огромные суммы, которые необходимо оплачивать заблаговременно.
Обычный тренер работает с людьми, предполагая, что им не нужно закладывать душу, чтоб оплатить его услуги. Почему они берут так недешево? До боли просто: чем больше вы заплатите, тем больше шансов, что вы отыщите для себя какую-нибудь пользу в оправдание. Вам же будет грустно ощущать себя человеком, который дал 50 тыщ рублей за обещание поцеловать себя в нос.

5. Ненаучный, безосновательный подход, неадекватный набор слов.
Он там всюду. Все это нигде не было опробовано, никто не может сказать, где и у кого он обучался, в текстах нередко встречаются гиперболизации. Люди говорят с богинями, обучаются у гуру, делают «синтетические» техники без контрольной подборки и т.д..

6. Они будут вас разламывать.
Гласить, что вы все делаете некорректно, а они вас обучат верно. Либо — напротив — гласить о том, что мир жесток, а они вам посодействуют. Только они могут это сделать. Это классика. Их задачка — сделать так, чтоб вы не сопротивлялись. В английской литературе это именуется golden hammer fallacy — вера в то, что есть один способ, действующий для всех. А адекватный тренерведущий напротив учит знать и использовать свои отличия.

Создатель — Адриана Имж

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru